Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – основа экологически дружественного взаимодействия города и Балтийского моря

22 Мар 2018

Балтийское море – сравнительно молодой водоем, возникший около 15 000 лет назад вследствие глобального потепления, которое привело к таянию Валдайского ледника; средняя глубина моря около 50 метров, наибольшая 470м, в Невской губе всего 2-5 метров, что является одной из причин сложного природного явления - регулярного повышения уровня природных вод  на прибрежных территориях.

Балтийское море – сравнительно молодой водоем, возникший около 15 000 лет назад вследствие глобального потепления, которое привело к таянию Валдайского ледника; средняя глубина моря около 50 метров, наибольшая 470м, в Невской губе всего 2-5 метров, что является одной из причин сложного природного явления - регулярного повышения уровня природных вод  на прибрежных территориях.

При прохождении циклона над акваторией  Балтийского моря, вследствие понижения атмосферного давления, уровень воды сначала слегка приподнимается, а затем, при смещении центра низкого давления на сушу - поверхность моря старается занять горизонтальное положение. Данный процесс формирует так называемую длинную свободную волну, которая самостоятельно может послужить главной причиной подъема уровня воды в устье Невы до 3 метров Балтийской системы высот. Если  циклон и волна движутся в одну сторону, и с учетом эффекта суммации энергии западного ветра, то расчетный подъем уровня воды может достигнуть катастрофической величины +540 см на Васильевском острове, при этом наводнением в городе считается подъем уровня воды уже от +160 см.

В процессе наводнения  миллиарды тонн природной воды поступали на территорию  промышленного города  с высокой скоростью, захватывая огромную массу токсичных и биологически опасных веществ. Эти загрязнения достигали чрезвычайно высокой степени концентрации в морской воде, которая возвращалась обратно в Балтийское море. При этом стоит учесть, что скорость естественного процесса полной замены воды в Балтике занимает более 30 лет!

Таким образом, по итогам ежегодных наводнений, которых только в ХХ веке зарегистрировано 138, систематически происходили залповые сбросы огромных масс загрязняющих веществ в морскую среду, что, в дополнение к отсутствию до 80-х годов мер по очистке  сточных вод Ленинграда, причиняло тяжелый экологический  ущерб качеству вод и всем природным системам Балтики.

С целью обеспечения гарантированного развития Северной столицы и сохранения природы Балтийского моря, были параллельно реализованы два крупнейших водоохранных проекта – проектирование и строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и обеспечение глубокой очистки всего объема сточных вод крупнейшего мегаполиса, путем создания новых и модернизации существующих канализационных очистных сооружений.

При проектировании и строительстве КЗС были реализованы все возможные меры по снижению  воздействия на природные системы Балтийского моря, а именно, - помимо 2-х отверстий в защитных дамбах для прохода судов, специально построены 6 сложнейших водопропускных сооружений, суммарной протяженностью более 1,5 км. Водопропускные сооружения предназначены исключительно для обеспечения полной «прозрачности» КЗС для свободного перемещения воды, льда и водных обитателей. Все 66 затворов КЗС, в обычных условиях, постоянно открыты! Исключение составляют моменты наводненческих ситуаций, которые длятся не более суток. В это время, перекрывая затворами судо- и водопропускные отверстия, КЗС обеспечивает защиту Санкт-Петербурга от нагонной волны.

Главным международным документом, определяющим требования о неуклонном снижении негативного воздействия объектов экономики девяти прибрежных стран, является «Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» 1992 г, принятая Хельсинской комиссией (ХЕЛКОМ).

Существенное оздоровление окружающей среды в густонаселенных районах Санкт-Петербурга обеспечено завершением строительства морского участка кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД). Поток транзитного грузового транспорта был направлен вокруг города. В итоге снижена загазованность воздуха выхлопными газами и шумовое воздействие интенсивных транспортных потоков на здоровье сотен тысяч Петербуржцев.

На КЗС обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации, принятых  в части реализации Рекомендации ХЕЛКОМ № 23/5 «Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков», пункт А.4. Этот пункт рекомендует Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинской конвенции «очищать ливневые воды с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта в специальных установках для  очистки ливневых вод».

С этой целью двускатная скоростная магистраль протяженностью 25 км, построенная по акватории Финского залива Балтийского моря, разбита на участки водосбора. С обеих сторон на протяжении трассы, проходящей по гребню защитных дамб КЗС, построены железобетонные водоотводные лотки переменной глубины. Выпуски сточных вод в теле защитных дамб КЗС оборудованы 36 локальными очистными сооружениями глубокой физико-химической очистки, произведенными в Санкт-Петербурге. Очистные сооружения изготовлены из армированного стеклопластика и размещены под технологической дорогой, предназначенной для обслуживания КЗС со стороны Невской губы. 

В процессе строительства гидротехнического сооружения сохранены заросшие водной высшей растительностью мелководья, которые создают самые благоприятные условия для обитания молоди различных видов рыб. Возможность укрытия мальков от ветров, волнобоя и хищных рыб создает оптимальные условия для их выживания. Наиболее благоприятным участком для нагула и выживания молоди является акватория с внешней стороны  защитных дамб, ограниченная насыпью, далеко выступающей в открытую часть Финского залива между островом Котлин и 1-м Северным фортом.

На судопропускном сооружении С-2 ежегодно осуществляется выпуск молоди рыб, выращенных в рыборазводных хозяйствах, с целью восстановления численности популяций ценных пород рыб Балтийского моря.

Находясь на стыке двух климатических зон, Финский залив начинает освобождаться ото льда раньше, чем водоемы, расположенные северо-восточнее по трассе миграции перелетных птиц, в том числе и редких, внесенных в Красные книги различных уровней.

Участки акватории, расположенные мористее защитных дамб, на которых сформировались камышовые и тростниковые сообщества, ежегодно используются, как места гнездования и массовых стоянок десятков тысяч водоплавающих и околоводных птиц 70 видов на Беломоро-Балтийском миграционном пути.

Таким образом, созданный уникальный природно-техногенный комплекс защиты от наводнений, помимо водоохраной функции, способствует снижению негативного воздействия транспортных потоков на окружающую среду, служит местом сохранения морских природных сообществ, и в целом,  гармонизирует экологическое взаимодействие Балтийского моря и самого крупного северного мегаполиса планеты. 

Начальник отдела экологического мониторинга

управления экологии и системы предупреждения наводнений КЗС

   Леонид Евгеньевич Куратов

  

По годам:
А знаете ли вы, что?

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года, и составило 41 час (проектом предусмотрено максимальное время закрытия КЗС до 48 часов).

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.