Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Необходимость бережного сохранения водно-болотных угодий для развития природных систем Балтийского моря

19 Июн 2017

Примыкающие к Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений участки мелководной акватории со стороны Финского залива, поросшие высшей водной растительностью, имеют небольшие глубины  и являются особо ценными участками интенсивного развития природных комплексов.

 

Водно-болотные угодья относятся к самым продуктивным в мире местообитаниям.  Они являются источниками биологического разнообразия, обеспечивающими первичную продуктивность воды, от которой зависит существование бесчисленного множества водных растений и животных. Угодья поддерживают высокие концентрации птиц, млекопитающих, амфибий, рыб и беспозвоночных, а также являются важными хранилищами генетического материала растений.

В ходе проектирования и строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений были максимально реализованы комплексы мер, направленные на сохранение существующих природных систем Балтийского моря.

При строительстве гидротехнических сооружений на водном объекте были бережно сохранены заросшие водной растительностью мелководья, которые создают самые благоприятные условия для обитания молоди различных видов рыб.

Возможность укрытия мальков от ветров, волнобоя и хищных рыб создает оптимальные условия для их выживания и, в определенных условиях, они могут проводить здесь весь вегетационный период. Наиболее благоприятным участком для нагула и выживания молоди является акватория с внешней стороны  защитных дамб, ограниченная насыпью, далеко выступающей в открытую часть Финского залива.

В целом акваторию Невской губы, прилегающую к Комплексу защитных сооружений, следует охарактеризовать как территорию в высокой степени пригодную для роста и развития молоди рыб.

На судопропускном сооружении С-2 ежегодно осуществляется выпуск молоди рыб, выращенных в рыбоводных хозяйствах, с целью восстановления численности популяций ценных пород рыб Балтийского моря.

Акватория и прибрежные зоны Финского залива издавна известны как места массового скопления водоплавающих и околоводных птиц во время сезонных миграций и гнездования. По результатам орнитологических наблюдений установлено, что массовые стоянки перелетных птиц здесь обусловлены географическим положением Финского залива на крайнем востоке Балтийского моря, природными и климатическими особенностями местности.

Находясь на стыке двух климатических зон, Финский залив начинает освобождаться ото льда раньше, чем водоемы, расположенные северо-восточнее по трассе полета птиц. Поэтому водоплавающие птицы, попадающие ранней весной на его акваторию, остаются на длительную стоянку в прибрежных зонах залива, где для них имеются благоприятные биотопические и кормовые условия.

Участки акватории, примыкающие к защитным дамбам Комплекса защитных сооружений, на которых сформировались камышовые и тростниковые сообщества, ежегодно используются, как места гнездования и массовых стоянок десятков тысяч водоплавающих и околоводных птиц на Беломоро - Балтийском миграционном пути.

В сезон весенних миграций вблизи Комплекса защитных сооружений отмечаются представители многих видов, регулярно использующих эту территорию для остановок, в том числе редкие и немногочисленные виды – лебедь-кликун, полярная и малая крачки и другие. Привлекательность данной территории для мигрирующих птиц столь велика, что крупная стоянка водоплавающих и околоводных птиц ежегодно  формируется  в пределах мегаполиса, несмотря на сильный антропогенный пресс.

Автор: Леонид Куратов – начальник отдела экологического мониторинга ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России»

 

Фотоальбом Водно-болотный мир
По годам:
А знаете ли вы, что?

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.