Михайленко Роза Рустамовна
начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России»
На протяжении трех столетий самым грозным стихийным бедствием для Санкт-Петербурга были морские нагонные наводнения. В 1824 году произошло катастрофическое наводнение с самым высоким подъемом уровня воды с момента основания города - +421 см БС (Балтийской системы высот).
Катастрофические наводнения, случающиеся с периодичностью раз в сто лет, во время которых уровень воды поднимается на +300 см БС и более, приводили к катастрофическим социальным, экономическим и экологическим ущербам: гибели людей, разрушению и подтоплению множества исторических и культурных памятников, мостов, станций метрополитена, социально значимых объектов, а также к опасному загрязнению акватории Невской губы.
Для устойчивого социального и экономического развития Санкт-Петербурга важнейшей задачей является надежная защита города от наводнений. С этой целью был построен и эксплуатируется комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (далее - КЗС).
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений представляет собой объект комплексного, многоцелевого назначения и выполняет ряд важных социальных, экономических и экологических функций.
Завершение строительства КЗС позволило обеспечить защиту города от наводнений, создать участок кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и оздоровить воздушную среду города за счет вывода транзитного транспорта из его центральной части, обеспечить наземную транспортную связь г. Кронштадта с материком.
В период разработки и реализации проекта был предпринят комплексный подход к улучшению экологической ситуации в Невской губе и восточной части Финского залива. Правительственным постановлением о строительстве КЗС было также решено построить централизованные очистные сооружения Ленинграда. До 1980 года очищалось только 3 % сточных вод города с населением 5 млн. человек.
Вопросы экологического благополучия являлись определяющими на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации КЗС. В результате проведенного анализа последствий двух самых разрушительных наводнений в 20-ом веке 1924 г. и 1955 г. проектом КЗС было доказано, что увеличение штормовой активности, а также повторяемости морских нагонных наводнений приводят к значительному разрушению берегов восточной части Финского залива. В проекте КЗС была отмечена необходимость решения вопроса укрепления береговой линии незащищенной от наводнений. В результате было подготовлено ТЭО берегоукрепления восточной части Финского залива и построены три экспериментальных участка берегоурепления в Курортном районе Санкт-Петербурга, которые показали высокую эффективность применения новых методов восстановления берегов.
В настоящее время появляется реальная возможность использования КЗС для целенаправленного улучшения экологической ситуации в акватории Невской губы и прилегающей части Финского залива посредством маневрирования затворами водопропускных сооружений в случае разливов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ в акватории р. Невы и Невской губы.
КЗС оказывает позитивное влияние в формировании новых мест обитания для фауны на дамбах комплекса и специально созданных мелководных участках, заросших высшей водной растительностью, ценных как для воспроизводства рыбных ресурсов, так и для отдыха перелетных водоплавающих и околоводных птиц.
В период строительства КЗС в качестве компенсации ущерба водным биоресурсам был построен Невский рыбоводный завод по разведению молоди атлантического лосося в районе Ивановских порогов.
В связи со строительством КЗС, начиная с 1990 года, заказчиком строительства, совместно с нидерландским институтом Дельфт Хайдроликс, была разработана программа Интегрированного управления водными ресурсами для улучшения экологического состояния в Невской губе и восточной части Финского залива, которая была успешно реализована в период строительства и эксплуатации.
В 1992 году был проведен широкомасштабный натурный эксперимент по маневрированию затворами КЗС с целью улучшения экологической ситуации в Невской губе и восточной части Финского залива. Под руководством автора, в 1999 году, в Управлении по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений впервые создана цифровая карта затопляемых территорий города и разработана модель оценки ущербов для Санкт-Петербурга, включая Курортный район города. Как было отмечено международными экспертами, такой подход в создании модели по оценке социальных, экономических и экологических ущербов был впервые в мире применен для городов, и что важно для таких крупных мегаполисов, как Санкт-Петербург.
В результате строительства КЗС было выполнено расширение, и спрямление морского канала, что обеспечило улучшение условий навигации в восточной части Финского залива и в Невской губе.
В августе 2011 года состоялось торжественное открытие Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Через 4 месяца, в ноябре и декабре 2011г., КЗС предотвратил три наводнения, одно из которых могло бы достигнуть уровня +294 см БС, и занять четвертое место в историческом списке наводнений.
В связи с глобальным изменением климатических процессов более чем в два раза повысилась повторяемость наводненческих ситуаций в Санкт-Петербурге. После ввода КЗС в эксплуатацию, за период 2011 – 2021 гг. было предотвращено 27 наводнений.
Таким образом, важнейшими социальными, экономическими и экологическими аспектами эксплуатации КЗС являются:
- предотвращение социальных и экономических потерь от наводнений и сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга;
- улучшение условий для инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в результате защиты города от наводнений;
- возможность оказывать позитивное воздействие на состояние водной среды акватории Невской губы и восточной части Финского залива посредством маневрирования затворами водопропускных сооружений;
- снижение интенсивности негативного воздействия транспортных потоков на здоровье жителей города в результате ввода морского участка КАД, позволяющего соединить северный и южный берега Невской губы, замкнуть Кольцевую автомобильную дорогу и вывести за пределы исторического центра и жилой застройки города более 36 тысяч автомобилей в сутки;
- повышение безопасности судоходства вследствие расширения и углубления морского канала и сокращения в два раза количества поворотов судов при прохождении через новые фарватеры, оснащенные современными средствами навигационного обеспечения, что способствует снижению степени риска аварийных ситуаций (в том числе разливов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ) в акватории Финского залива Балтийского моря;
- создание автоматизированной системы предупреждения угрозы наводнений, позволяющей разрабатывать оптимальные планы управления затворами КЗС в период наводненческих ситуаций;
- проведение оптимизации экологического мониторинга с целью охраны водной среды Финского залива Балтийского моря;
- формирование в створе КЗС искусственных отмелей, благоприятных для воспроизводства рыбных ресурсов, а также используемых как места отдыха для более 120 видов перелетных водных и околоводных птиц на пути их миграции из Скандинавии на юг, включая 8 редких видов, включенных в красные книги России и Санкт-Петербурга;
- формирование новых рекреационных и туристических зон Санкт-Петербурга.
Учитывая все позитивные социально-экономические и экологические аспекты, связанные с эксплуатацией КЗС, можно считать этот уникальный многофунциональный комплекс драйвером интегрированного управления водными ресурсами Невской губы Финского залива.
Статья опубликована в журнале Окружающая среда Санкт-Петербурга #4 (22) декабрь 2021 года