Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Как устроен КЗС

В состав Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений входит 11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения, скоростная автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель.

Общие характеристики КЗС

Длина КЗС 25,4 км
в том числе по акватории 22,2 км

В составе КЗС:

Каменно-земляных дамб 11
Водопропускных сооружений 6
Судопропускных сооружений 2
Судоходных каналов 3
Автодорожных мостов 7
Транспортный тоннель 1
Транспортных развязок 2
 

Защитные дамбы
Морской участок скоростной автодороги

Основу защитных сооружений составляют дамбы. Их одиннадцать.

 

Морской участок скоростной автомагистрали на всем своем протяжении оборудован системой сбора и очистки сточных вод с полотна дороги. Ни одна капля воды не попадает в Финский залив без полной очистки.

Тело каждой из дамб имеет форму трапеции. Ядро дамбы – песчаный грунт и моренный суглинок. Боковые откосы укреплены щебнем и скальными породами, что позволяет выдерживать натиск воды и препятствует размытию насыпи. Ширина дамб в акватории достигает 160 м (дамба Д-5), высота насыпей 6,5 м над уровнем моря.

Сторону дамб, обращенную к Петербургу, принято называть Невской, а выходящую к заливу – Финской. Финская сторона, принимающая основной удар нагонной волны, укреплена более мощно. Гранит на откосах дамб предстает как неотъемлемая часть морского облика города.

По гребню дамб проходит морской участок скоростной автодороги. Три полосы движения в каждом направлении. Разрешенная скорость 110 км/час. Участок рассчитан на пропуск до 35 тыс. автомобилей в сутки.

 

Защитные дамбы  
Общая длина дамб 23,4 км
Максимальная высота по гребню дамб 6,5 м
Минимальная ширина по гребню 30 м
Ширина в основании до 160 м (дамба Д-5)
Воздействие ветровых волн до 3,5 м
 

Водопропускные сооружения

Водопропускные сооружения прерывают цепь дамб, обеспечивая открытый фронт для беспрепятственного выхода воды из реки Невы в море, и служат важнейшей экологической цели — сохранению свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом. Наряду с этим, они становятся частью гигантского барьера в случае угрозы стихии со стороны Балтики.

Водопропускные сооружения В-1 - В-6  
Количество сооружений 6
Глубина на пороге В-1, В-3, В-6 2.5 м
Глубина на пороге В-2, В-4, В-5 5 м
Количество водопропускных пролетов/затворов 64
Количество водопропускных пролетов/затворов на В-1 и В-6 по 12
Количество водопропускных пролетов/затворов на В-2 - В-5 по 10
Ширина водопропускного пролета 24 м
Длина затворов 24 м
Высота затворов В-1, В-3, В-6 4,5 м
Высота затворов В-2, В-4, В-5 6,5 м
Вес сегментных затворов 280-305 т
Суммарный просвет для пропуска воды В-1-В-6 1536 м

Основными элементами водопропускных сооружений являются:

  • водопропускные секции шириной 24 м;
  • сегментные затворы;
  • автодорожные мосты, которые проходят по каждому водопропускному сооружению.

 


 

В обычной обстановке затворы находятся в поднятом состоянии над водой, и закреплены на подхватах.

 

 

При поступлении сигнала об угрозе наводнения они опускаются и перекрывают водопропускные секции, преграждая путь опасности. Глубины, на которые опускаются затворы — от 2,5 до 5 метров. Благодаря своему весу и режущему краю, они способны пробивать лед толщиной до 60 см.

После предотвращения наводнения затворы поднимаются и устанавливаются на подхваты. Гидрологический обмен между Невской губой и Финским заливом возобновляется.

Морские каналы

Каналы Кронштадский КФ Северный Крон.канал Западный Крон.фарв.
Длина, км 14.2 16.1 28.4
Ширина, м 150-200 110 600
Глубина, м 14 6.8-7.2 8.7-25.7
Проходная осадка расчетного судна от "нуля" БС, м -12.4 -5.9 -5.9
Параметры расчетного судна длина/ширина/осадка, м 300/50/12.4 140/16.7/4.5 140/16.7/4.5
Скорость движения расчетного судна, узлов 10-12 до 10 до 12

Санкт-Петербург изначально задумывался как город-порт. Через защитные сооружения проходят морские каналы, связывающие город и Европу. Морской порт Петербурга ежегодно принимает около 30 000 судов разного класса. В среднем, в пик навигации через Морские ворота Петербурга корабли проходят каждые 15 – 30 минут. Благодаря строительству нового участка Кронштадтского Корабельного фарватера и его углублению до 14 метров, в Северную столицу теперь могут заходить самые большие и современные суда. Новый фарватер стал более прямым, что позволило в два раза сократить количество поворотов при маневрировании судов. Была оборудована якорная стоянка, которая позволяет судам в безопасных условиях дождаться своей очереди для прохода через новые Морские ворота в Петербургский порт. В 2017 году подходные каналы были переданы для дальнейшей эксплуатации ФГУП "Росморпорт".

Судопропускные сооружения

Судопропускные сооружения С-1 и С-2 служат для прохода судов в петербургский порт. Это сложнейшие гидротехнические и транспортные сооружения. Они отличаются друг от друга внешним видом, размерами и техническими решениями. Оба, будучи частью судоходных путей, образуют Морские ворота Петербурга.

Судопропускные сооружения решают три основные задачи стратегического значения: защиту от наводнений, обеспечение судоходства и движение автомобилей по петербургскому кольцу.

Параметр С-1 С-2
Длина судопропускного пролета, м 273 133.8
Ширина/глубина пролета на пороге, м 200/16 110/7
Организация движения автотранспорта, м подводный тоннель подъемный мост
Расчетное судно: водоизмещение, т осадка, т 90000 12.5 4000 5.5
Тип затвора сегментный-батопорт плоский подъемно-опускной

 

Судопропускное сооружение С-1

Судопропускное сооружение С-1 ключевой и самый грандиозный объект Комплекса. Его по праву называют сердцем КЗС. Три основных элемента сооружения – судопропускной пролет морского канала, плавучий затвор и автомобильный тоннель. Через С-1 в Морской порт Санкт-Петербурга проходят все типы судов водоизмещением до 90 тысяч тонн.

 

Пропуск судов сопряжен с основной функцией Комплекса — защитой от наводнений. Этой цели служит сегментный затвор, являющийся наиболее сложной конструкцией. Он состоит из двух симметрично выполненных плавучих створок – батопортов, находящихся в сухих доковых камерах, опорных рам, шаровых опор и приводов батопортов. В переводе с французского «батопорт» означает «судно-дверь».

Под плитой основания С-1 проходит автомобильный тоннель, входящий в состав кольцевой автодороги Петербурга.

 

 

Сегментные затворы С-1  
Количество затворов/приводов, шт 2/2
Высота/ширина/длина батопорта, м 22/8,3/119,6
Масса/объем плавучести батопорта 2938 т/3914 м3
Радиус движения, м 130
Глубина погружения, м 16

 

 

Привод батопорта С-1  
Усилие привода, тс 350
Мощность электродвигателей, кВт 420
Скорость движения, м/с 0,1
Масса, т 110,5

Принцип работы С-1

При получении сигнала о наводнении затапливаются доковые камеры и батопорты всплывают. После выравнивания воды в акватории и в доковых камерах открываются двухстворчатые доковые ворота. Затем приводы выводят батопорты в канал — створки синхронно выдвигаются навстречу друг другу. По штатной схеме время вывода составляет 45 минут. После этого балластные цистерны заполняются водой и происходит посадка батопортов на бетонное основание канала. Барьер высотой 22 м возвышается над водой почти на 6 м. Защита установлена. Когда опасность миновала, вода из батопортов сливается, они всплывают и заводятся на свое обычное место - в доковые камеры. Затем доковые ворота закрываются, и створки встают на кильблоки в осушенных камерах. Впервые для предотвращения нагонного наводнения в устье реки Невы батопорты были задействованы 28 ноября 2011 года.

 

Судопропускное сооружение С-2

Судопропускное сооружение С-2 расположено в Северной части акватории и предназначено для пропуска небольших судов типа «река-море». Ширина канала составляет 100 м, его глубина -7 м. Сооружение снабжено плоским затвором с гидроприводом. В обычном состоянии затвор не препятствует прохождению судов. Он погружен в воду и находится в бетонной камере, расположенной под порогом канала, имеющей нижнюю отметку -19,5 м.

 

 

 

Над С-2 перекинут подъемный мост. Его высота над водой 16 м, в особых случаях мост можно поднять еще на 9 м. Инженерное решение переправы необычно. Учитывая стремление архитекторов избежать в морском ландшафте высотных доминант, все подъемное оборудование скрыто в опорах.

При поступлении сигнала о наводнении проточная часть канала полностью перекрывается затвором, который с помощью гидравлических механизмов выдвигается вверх. Барьер весом 2,37 тысячи тонн перекрывает весь канал и поднимается до 4,4 м над уровнем моря. Под водой остается более 7 метров (из них около 0,2 м — в камере затвора). После отмены угрозы наводнения затвор возвращается в свое стационарное положение.

Плоский подъемно - опускной затвор С-2  
Вес, т 2377
Длина/ширина/высота, м 117,3 / 10 / 11,6
Расположение затвора камера ниже порога канала
 

При отсутствии угрозы наводнения все водопропускные и судопропускные сооружения постоянно открыты. Суммарная ширина сооружений – 1846 м, что в 1,5 раза больше, чем устье реки Невы, поэтому Комплекс не меняет гидрологический режим и обеспечивает свободное перемещение воды и ее обитателей.

Автомобильный тоннель

Автомобильный тоннель проходит под судопропускным каналом на С-1. Тоннель не имеет аналогов в России по уровню оснащения инженерными системами безопасности. Их 52, в том числе системы пожаротушения, дымоудаления, вентиляции, водоотведения, оповещения, связи и многие другие. Благодаря новейшим технологиям и инновациям, тоннель занимает лидирующие позиции среди подобных объектов в мире.

 

Тоннель С-1  
Протяженность тоннеля, м 1961
Подземный/подводный участок, м 1019/200
Въездные/выездные рампы, м 386/356
Количество транспортных отсеков 2
Нижняя отметка проезжей части, м -24,3 м
Ширина/высота транспортного отсека, м 15,25/5,5
Ширина/высота проезжей части, м 13,25/4,5