Работы по возведению Комплекса защитных сооружений (КЗС) начались сразу после принятия решения о строительстве в августе 1979 года. Два года ушло на создание производственной инфраструктуры – строительных баз на Горской, острове Котлин и в поселке Бронка, проведение коммуникаций, на прокладку железнодорожных путей.

1979

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 октября с северного побережья залива, по направлению к Кронштадту началась отсыпка первой дамбы, по проекту № 11. В торжественной обстановке с празднично украшенных самосвалов в основание дамбы упали первые скальные породы. Так стартовало грандиозное строительство главных сооружений Комплекса.

1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 июля с укладки первого куба бетона в основание сооружения В-6 началось строительство водопропускных сооружений. Возведению каждого из них предшествовала большая работа по созданию сухого котлована в акватории Финского залива, очистке и подготовке основания.

1981

 

 

 

 

 

 

 

29 декабря завершилось строительство сухопутного проезда на остров Котлин. Кронштадт перестал быть городом-островом. К середине 80-х годов также близились к окончанию работы по созданию перемычки гигантского котлована для строительства главного судопропускного сооружения С-1. Нижняя отметка котлована была на 28 метров ниже уровня моря, а его площадь составляла три футбольных поля (более 21000 м. кв.). По окончании возведения С-1 котлован затопили, перемычки разобрали и на их месте углубили дно залива. Здесь проложили новый корабельный фарватер. К концу 80-х годов на Комплексе успели сделать очень многое. По оценкам экспертов проект был осуществлен на 70-80 процентов. Но наступали другие времена, остановившие уверенную поступь строительства.

1984

 

 

 

 

 

 

В октябре Ленинградский городской Совет народных депутатов, уступая беспочвенным обвинениям в адрес стройки со стороны взбудораженной «поборниками защиты природы» общественности, принимает решение о приостановке строительства КЗС.

 

Спустя время многочисленные международные экологические экспертизы 90-х годов доказали необоснованность доводов противников строительства и подтвердили правоту проектных решений.

1990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ноябре Правительство Российской Федерации принимает специальное постановление о Комплексе защитных сооружений и вводе его в эксплуатацию в 2001 году. Однако, пройдет еще не один год, прежде чем, уже после обозначенного срока, в полном объеме возобновится стройка и начнется ее завершающий этап. 1990-е годы стали «лихими» для всей страны, что в полной мере отразилось и на КЗС. Неокапитализм и волна приватизации, сопряженная с затишьем на строительных площадках в Финском заливе, привели к растаскиванию по частным фирмам имущества, банкротству крупнейших строительных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запустение и упадок надолго поселились на объектах Комплекса. Невосполнимой потерей явился отток кадров. Численность всех работающих на сооружениях едва достигала пары сотен человек.

 

Перелом к лучшему на строительных площадках определился в начале нынешнего века, когда выстроилась новая четкая система управления строительством и были найдены источники финансирования.

1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В июле решением российского Правительства во главе сложнейшего механизма руководства стройкой встало Федеральное казенное предприятие «Северо-Западная дирекция Росстроя – Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений», с 2010 года переименованное в Федеральное казенное предприятие «Дирекция комплекса защитных сооружений Министерства регионального развития Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дирекция стала выполнять функции заказчика - застройщика по строительству Комплекса и взяла на себя руководство его эксплуатацией. Денежные средства на завершение строительства Комплекса выделялись из федерального бюджета. Также были привлечены заемные средства Европейского банка реконструкции и развития, и других финансовых институтов.

2003

 

 

 

 

 

 

 

С этого момента начался самый динамичный период за всю историю строительства. Вид Комплекса менялся с каждым днем, и сегодня уже ничто не напоминает о годах запустения. Созданы основные сооружения. Крупным событием этого года стало открытие автодорожного моста на С-2.

 

Завершающим этапом строительства руководили Владимир Игоревич Коган - директор Департамента строительства Минрегиона России и Владимир Иванович Щекачихин - генеральный директор ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России» ( с 2014 года ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России»).

2006

 

 

 

 

 

 

Начало судоходства по новому участку Морского канала открыто в 2008 году. Первые испытания батопортов С-1 проведены весной того же года.

2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 августа стало днем официального завершения строительства и открытия Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В торжественной церемонии пуска основных объектов Комплекса - затвора и тоннеля на С-1 принял участие премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это особо примечательно, поскольку именно благодаря его волевому решению, строительство Комплекса было возобновлено в начале XXI века. «Технической красотой» назвал Путин В.В. созданное строителями. Санкт-Петербург получил надежную защиту от наводнений.

2011
Строительство Комплекса началось в августе 1979 года
и через 32 года завершилось в августе 2011 года сдачей всех
защитных сооружений в эксплуатацию.