«Наводнения для Петербурга то же, что извержение Везувия для Неаполя. Одно стоит другого:
там – огонь, здесь вода; но нельзя не сознаться, что на долю Петербурга выпало из двух зол
меньшее. «Вода – вор, огонь – разбойник», – говорят у нас в простонародье: у первой все же
что-нибудь да отнимешь; но второй – пожирает все, безвозвратно.» П. П. Каратыгин

Неотъемлемой частью жизни Петербурга на протяжении более 300 лет были приходы высокой воды. Первое затопление произошло в конце августа 1703 года. Тогда вода поднялась на 2 метра выше обычного уровня.

В истории Петербурга зафиксировано три катастрофических наводнения, которые отняли тысячи людских жизней и лишили крова множество семей. Беда ни раз стучалась в городские ворота. Всего в летописи города отмечено 308 наводнений.

В случае подъёма уровня воды в дельте Невы более 3 метров выше ординара,
наводнение считается катастрофическим.

Катастрофические
наводнения Петербурга

10 сентября1777

В этот день случилось первое в городской истории катастрофическое наводнение. Вода поднялась на 321 см. Наводнение 1777 года привело к большим разрушениям и немалым жертвам. По подсчетам самой Екатерины Великой, погибли тысячи людей. По мнению императрицы, в том были повинны городские власти, проявившие нерасторопность и не принявшие соответствующих мер для облегчения участи людей. Огромный урон был нанесён дворцам, жилым домам, садам и рощам Петербурга. На Петергофской дороге две тысячи мачтовых деревьев вырвало с корнем. В Летнем саду повредило и поломало множество лип. Некоторые сохранившиеся до сих пор деревья с железными скобами и костылями пострадали именно тогда.

После наводнения 1777 года Екатерина II подписала Указ об учреждении специальных знаков и сигналов, по которым петербуржцы могли заблаговременно узнать о надвигающейся стихии.

«После сего наводнения определено было от Адмиралтейства давать впредь сигналы при случающихся чрезвычайных возвышениях воды для предостережения людей от подобных бедствий. Когда вода возвышается в большой Неве до такой высоты, что оною поемлются берега реки в Коломне, то тогда производятся там 3 пушечные выстрела, повторяемые при постепенном оной возвышении. Сколь же скоро вода начинает навод­нять город, то с Адмиралтейской крепости палят из 5 пушек и во время дня в Адмиралтейской башне по четырем углам галереи поставляются 4 белые флага, а ночью 4 фонаря; также и возвращается приумножающаяся опасность беспрестанным тихим колокольным звоном. В наиопаснейших местах всегда в готовности имеются суда для спасения людей в случае нужды».И. Г. Георги.«Описание российско-императорского города Санкт-Петербурга
и достопамятностей в окрестностях оного с планом»
Интересный факт
Великолепием гранитных набережных Петербург обязан наводнению 1777 года. После стихийного бедствия, чтобы впредь избежать разлива береговой линии на городских реках и каналах были завершены работы защите набережных гранитом.

Стихия полностью уничтожила Петергофскую дорогу, шедшую низом от Стрельны до Ораниенбаума. После наводнения была обустроена верхняя дорога, служащая нам и поныне.



7 ноября1824

Наводнение, пришедшее в город 7 ноября 1824 года, стало самым бедственным за всю историю Петербурга. К утру 7 ноября уровень воды в Неве поднялся примерно на 4 метра 21 сантиметр выше ординара и устойчиво сохранялся на этой отметке долгое время. Потери были чрезвычайны. По официальным данным погибло около 500 человек, в действительности в разы больше. Историки доводят число погибших до 5 тысяч. Велики были и разрушения.


Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон
По пояс в воду погружен.
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет. А.С.Пушкин«Медный Всадник»

23 сентября1924

Это третий по счету и второй по рейтингу удар водной стихии в городской истории катастроф. Вода поднялась на 380 сантиметров выше ординара.
  • Первая половина дня 23 сентября выдалась спокойной, ничто не предвещало трагедии. Однако с полудня со стороны моря неожиданно налетел порывистый западный ветер. Его сила росла, что привело к подъему воды в Неве, реках и каналах города.
  • В 13 часов 20 минут — подъем воды составил 152 см. Петропавловская крепость произвела пять предупредительных выстрелов, вестников надвигающейся беды.
  • К 16 часам вода стала подниматься с необычайной быстротой, затопляя всю низменную часть города и стремясь в центр.

    Наводнение принесло огромные материальные потери. Особенно большой урон был причинен коммунальному хозяйству города. От замыкания электричества произошло много пожаров. В негодность пришли многие центральные магистрали, на которых были размыты торцевые и булыжные мостовые. Под мощным напором воды рухнуло 19 мостов.


Было испорчено 120 трамвайных вагонов; трамвайные пути оказались в аварийном состоянии. Затоплению подверглись:

  • 2040 строений в Петроградском районе,
  • 1460 – в Центральном,
  • 912 – на Васильевском острове,
  • 660 – в Московско-Нарвском районе,
  • 80 – в Выборгском,
  • 67 – в Володарском.
  • Более 15 тыс. семей остались без крова.



Пострадали крупнейшие предприятия — заводы «Красный путиловец», «Русский дизель» и «Северный кабельный завод». В Морском порту 40 судов с лесом и другими грузами затонули или оказались выброшенными на берег. Жертв, к счастью, оказалось немного. По официальным сведениям погибло 7 человек.

По подсчетам Научно-исследовательского института коммунального хозяйства, опубликованным в 1933 году, убытки от наводнения 1924 года составили 130 млн рублей или 10 процентов стоимости основных фондов ленинградской промышленности.


Противостояние города и воды — характерная черта жизни Петербурга. Менялись поколения, и каждое, в соответствии с представлениями своего времени о природе стихии и техническими возможностями для ее обуздания, вносило свою лепту в создание рукотворной защиты города от наводнений. Поиски способов защиты велись постоянно. Они затихали в периоды между наводнениями, а затем, согласно известной русской поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», оживлялись после очередного разрушительного набега высокой воды. Эта поговорка вполне может стать эпиграфом к рассказу о долгой истории рождения и развития современного проекта КЗС, истории, прошедшей через все эпохи градостроительной жизни Петербурга.


Природа петербургских
наводнений

Начиная с первых столкновений города с наводнениями, встал вопрос об их природе, о причинах, побуждающих невскую воду к быстрому подъему и выходу из берегов. Правильное определение механизма зарождения и роста стихии - важнейшая отправная точка в поиске верных и результативных ответов на угрозу. Не все удачно и легко складывалось на этом пути, неохотно раскрывала свои тайны природа. Только по мере развития науки и техники стали понятны главные причины, вызывающие к жизни свирепые силы воды.

Современники и очевидцы первых городских наводнений порой интуитивно, и все же верно, подмечали источники опасности. Уже с петровского времени резкие подъемы воды связывали с юго-западным ветром. Но систематического научного изучения наводнений еще не было, хотя и предпринимались робкие шаги в этом направлении.



Современные знания позволяют понять природу невских наводнений, их механизм. Всё начинается глубоко в Атлантике, как раз там, откуда исходит ещё одна глобальная угроза для жизни – пробуждающиеся вулканы и их пепел, летящий на разные континенты за тысячи километров. И здесь же атмосферные процессы формируют область с низким давлением воздуха. Зарождается циклон, мощный атмосферный вихрь, несущий ненастье и сильнейший ветер. Перемещаясь в привычном для себя направлении с запада на восток, циклон устремляется в Балтийское море, разбивая на своём пути равновесие водных масс. При этом возникает особого рода длинная волна. И хотя ее высота в центре Балтики не превышает пары десятков сантиметров, а длина сопоставима с длиной самого моря, именно эта волна при определенных обстоятельствах становится нашей «героиней». Так случается, когда циклон пересекает море с юго-запада на северо-восток, выбирая траекторию движения вдоль Балтийского моря.



Влекомая таким циклоном, длинная волна устремляется в Финский залив. Там она обретает четко выраженные очертания, чему способствуют периферийные восточные ветры. У горла залива наблюдается вспученность за счёт воды, согнанной из открытых балтийских просторов и отчасти из центральных районов Финского залива. Высота длинной волны здесь обычно 40-60 см, скорость распространения 40-60 км/ч. Пока залив глубок, картина меняется мало. Однако, чем выше по заливу, тем мелководнее, и высота волн растет быстрее. Неровности берегов и дна, особенно начиная от устья реки Невы, меняют и усложняют форму волны.



От 7 до 9 часов необходимо длинной волне в ее движении по Финскому заливу, чтобы достичь устья Невы. Свободная длинная волна могла бы привести к подъему воды в Неве на 200-250 см, но свободных волн почти не бывает, так как им всегда сопутствуют ветры различных направлений. Восточный ветер не опасен, а вот при попутном западном волна неминуемо увеличивается и ее возрастание особенно значительно.

Как только длинная волна доходит до устья и затем отражается Невой, колебания водных масс всего моря преобразуются в затухающие инерционные колебания – так называемые сейши. С интервалом примерно в 26 часов они повторяются, и потому еще несколько раз каждые сутки может наблюдаться высокий подъем невской воды. Обычно он не превышает 50 см. Но иногда циклоны не приходят в одиночку, а обрушиваются по очереди с интервалом в 24-28 часов. Колебания накладываются друг на друга, циклоны словно раскачивают водные массы моря, и сейши поднимают Неву до 100-150 см. В пределах Финского залива известны случаи повторений сейшеобразных колебаний каждые 7-9 часов.



Ощутимый подъем воды в Неве может происходить и без воздействия длинной волны и сейшей. Продолжительный и устойчивый сильный западный ветер на Финском заливе способен самостоятельно вздыбить реку.

Важно понимать, что ни один из приведенных природных факторов почти никогда не наблюдается в чистом виде. Разрушительным наводнение бывает только в тех случаях, когда основные причины, вызывающие подъем воды, работают одновременно. Не будем забывать и о самой Неве. Именно ее воды, останавливаемые морскими волнами, поднимаются и затопляют город. Напряжение конфликта реки и моря определяет степень катастрофы.

Принципиально различные оценки основных причин наводнений были основаны на разных представлениях о роли реки и моря. Одни утверждали, что искать причины надо в верхнем течении реки, поскольку при нагоне бегущие вниз по течению речные воды запираются морем, скапливаются и стремятся вверх. Другие же, напротив, полагали, что роль речного стока при нагонах не велика, и основной вклад в запуск процесса наводнения вносит морская вода.



От различий в определении причин возникли два варианта предлагаемой защиты – «верхний» и «нижний». На самом деле, в природе взаимодействуют обе причины, хотя чаще всего главная опасность идет со стороны моря, с морским нагоном снизу. Понимание этого механизма и легло в основу проекта по созданию барьера от нагонных наводнений в Петербурге – дамбы поперек Невской губы.




Что следует ждать в результате наводнений, каковы их предполагаемые последствия?


Во время нагонных подъёмов уровня воды до 2 м затоплению подвержено 6,5 % площади центра города, до 3 м – 17,1%, до 4 м – 23,9%, до 5 м – 30%. Это дельта Невы и ее острова, а значит, вся историческая часть Петербурга с бесценными сокровищами музеев, памятниками архитектуры, ценнейшими парками. Это общественные здания, предприятия и научные центры. Это сотни тысяч жителей, их дома и имущество. Подсчеты потерь всегда относительны и не отражают всей полноты бедствия. Создание защиты – это насущная необходимость для сохранения города. Анализ проекта завершения строительства КЗС, выполненный в 2001 году, показал, что средний ежегодный ущерб от опасных наводнений составляет 69 млн долларов США.
По данным экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Эрмитажа составит более 200 млрд рублей.
В итоге специалисты считают, что предотвращение только одного катастрофического наводнения окупает все затраты на строительство Комплекса.


Укрощение стихии –
поиски решения

Проект Петра I

Впервые задумался об угрозе Петербургу со стороны водной стихии его основатель Петр I. Уже в первые годы существования города он предпринимает ряд мер для защиты от грозящей опасности. Было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода сюда русских войск, были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова. Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых правильных решений на пути к защите города от наводнений.


Замысел Петра Великого подхватил и воплотил в первом известном нам проекте защиты от наводнений Бурхард Кристоф Миних. В 1727 году он написал «Пройакт, коим образом Санкт-Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе Миних предложил обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими набережными, высотою до 13 фунтов (около 4 м) над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но полностью защитить Петербург не удалось.




Проект Екатерины II

Во времена Елизаветы и Екатерины II бытовали ошибочные представления как о природе наводнений, так и о мерах защиты от них. Главной виновницей всех бед считалась Нева, и выход видели в отводе ее вод. Этому должны были служить многочисленные каналы. Особенно большое внимание их строительству стало уделяться после ужасного наводнения 1777 года.



Интересный факт
Стоковая теория», предложенная Екатериной II была ошибочна, но благодаря ей
появились такие каналы, как Екатерининский и Обводный.

Проект французского инженера
Пьера-Доминика Базена,
середина XIX века

П.-Д. Базен, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые правильно определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно движение высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный, но радикальный способ защиты – построить на пути движения воды заградительную дамбу через Финский залив.

Базен хотел изолировать Невскую губу, построив в Финском заливе по линии Лисий Нос - о. Котлин – Ораниенбаум 5 дамб с одним устройством для пропуска судов и одним - для пропуска воды. Общая длина барьера определялась в 23,8 км, а высота плотин над уровнем моря - 8,5 м. Для проводки судов Базен предлагал оставить проход между заведенными друг за друга плотинами. В проходе по одному из вариантов устраивался камерный шлюз. Ядро плотин составляли старинные ряжи и шпунтовые ряды, тело - каменная отсыпка. Для улучшения условий судоходства в отделенной части акватории залива намечалось поддерживать уровень воды на 3–4 фута (1,2 м) выше ординара.

Проект долго обсуждался и подвергся справедливой критике. Отмечались его негативные стороны: неизбежность подъема грунтовых вод, сложность строительства и эксплуатации разборного водопропуска длиной 1,5 км, затрудненность проводки судов через морской шлюз.

Однако величие заслуги П.-Д. Базена, несомненно, и состоит в том, что вокруг выдвинутых им идей будет в дальнейшем вращаться вся научная и инженерная мысль XIX–XX веков по созданию защиты Петербурга от наводнений. Впервые был предложен единственно верный и комплексный способ защиты от наводнений. Строительство дамбы было задумано как сложное гидротехническое сооружение.

Прошло почти 200 лет, и мы становимся свидетелями реализации замечательных идей. Построенный Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений проходит там, где предлагал Базен, и в основном воплощает его замысел.

Советское время

Наводнение 1924 года впервые после революции заставило власти серьезно задуматься о мерах по защите Ленинграда от стихии и начать предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Проектные работы остановила начавшаяся Великая отечественная война.


После окончания войны и четвертого по рейтингу (293 см) наводнения 1955 года работа над проектом защиты города от стихии больше не затихала, вплоть до принятия решения о начале строительства защитных сооружений, и велась целенаправленно и интенсивно. За основу были взяты лучшие идеи и научные изыскания предшественников. Значительно способствовало продвижению проекта утверждение в 1966 году основных положений нового Генерального плана развития Ленинграда, предусматривающего и создание защиты от наводнений.

Основные научно-инженерные изыскания поручили вести генеральной проектной организации – Ленинградскому отделению Всесоюзного института «Гидропроект» им. С.Я. Жука (ныне «Ленгидропроект»). Возглавил работу С.С. Агалаков. Всего в разработке проекта приняли участие свыше 50 проектных и научных организаций. Уже к 1971 году институт «Ленгидропроект» завершил разработку технико-экономического обоснования проекта. В нём были обобщены существующие на тот период предложения по защите от наводнений и рекомендован «западный» вариант – по трассе от п. Горская через о. Котлин до п. Бронка.



Интересный факт
Одним из первых наводнений, когда высокий подъём воды был предсказан синоптиками,
считается наводнение, произошедшее 15 октября 1955 года. Тогда Гидрометеослужба Северо-Запада за 7 часов до начала наводнения провела расчёты и определила высоту
подъёма воды с точностью до 30 см. В то время наука сделала огромный шаг вперёд, после чего стало возможным прогнозировать наводнения!



2 августа1979


2 августа 1979 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений», давшее старт грандиозной стройке.







август2011

В августе 2011 года состоялось торжественное открытие Комплекса защитных сооружений. Город обрёл надёжную защиту от злой силы природы. И уже спустя 3 месяца водная стихия грозно напомнила о себе. 28 ноября в Санкт-Петербурге было остановлено наводнение, которое могло бы стать 309-ым по счёту


Интересный факт
В 2011 году блистательному Петербургу, детищу Петра Великого, исполнилось 308 лет.
По удивительному совпадению печальная летопись наводнений на невских берегах к
лету этого же года запечатлела так же 308 эпизодов высокой воды.