Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Как в 1888 году Петербург закружила буря

      «Весь этот день с самого утра атмосфера была пропитана такой духотой и водяными испарениями, что дышать на улице становилось положительно невозможно. Все ждали дождя, грозы. И действительно, в начале третьего часа дня совершенно чистое дотоле небо вдруг покрылось черной грозовой тучей», - начинал «Петербургский листок» в номере от 24 июля 1888 года рассказ о природном катаклизме, который случился в Петербурге накануне, 23 июля.

     Город погрузился во мрак, и через несколько минут разразилась сильнейшая гроза с ливнем. «Мы нисколько не ошибемся, если скажем, что Петербург в этот момент представлял собой Венецию, где вместо улиц бурлили целые реки и каналы, а вместо площадей - моря и озера», - проводил сравнение газетчик.

     Экипажи погружались в водоворот по самые оси, колеса проваливались в ямы, образовавшиеся на месте всплывших плашек деревянных торцевых мостовых. На Невском проспекте журналисту на память пришли «Мертвые души»: «Мостовая была буквально взрыта, уподобившись той бревенчатой мостовой, по которой, по меткому выражению Гоголя, нельзя было сделать и шага без того, чтобы не откусить себе язык».

Ливень сопровождался градом, который «величиной своей буквально не уступал величине ореха». Ледяная «шрапнель» вдребезги разбила многие окна.

     В Михайловском сквере на одноименной площади (ныне площадь Искусств) гроза расщепила старый тополь. Пострадали и столетние липы Летнего сада: «В затишье, наступившее после бури, его темные, всегда задумчивые аллеи представляли довольно поэтическую картину разрушения. Там и сям валялись зеленые ветви лип, с уже успевшими поблекнуть листьями».

     Ураган вырвал старинный гигантский тополь, простоявший на Адмиралтейской набережной «более полутораста лет». По преданию, это дерево было посажено Петром I. Газетчик высказал мнение, что в гибели гиганта-тополя отчасти виноваты городские власти, которые не только не оберегали дерево, «но даже самую почву под ним превратили в такой материал, на котором и трава расти не может - в песок и булыжник».

     Когда после урагана погибший тополь стали распиливать и вывозить, собравшиеся горожане возмутились: мол, это ведь не простое дерево, хорошо бы хоть его часть сохранить на память потомству!

     Поняв, что таких планов у властей нет, публика начала собирать кусочки ствола и прятать их в карманы - как сувениры. Смекалистые рабочие, занимавшиеся распилкой дерева, мгновенно оценили ситуацию и тут же развернули торговлю корой и щепой. «Когда мы стояли и смотрели на эту операцию, нам теснило грудь какое-то тяжелое чувство, точно мы видели перед собой родного прадедушку, труп которого попался в руки каких-то варваров...» - с горечью констатировал журналист.

     Во время той грозы случилось еще одно знаменательное событие, о котором православный мир помнит по сей день. Удар молнии пришелся в маленькую деревянную часовню, находившуюся в селении Стеклянного завода (современный адрес: пр. Обуховской Обороны, 24), и в ней разметало мелкую медную монету (полукопейки, «грошики») из кружки для пожертвований.

    Несколько монет прочно прилипли к находящейся рядом иконе «Всех скорбящих радость» и держались на ней совершенно непонятным образом, причем ни одна не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску. Это событие вошло в историю как «чудо с грошиками». Возле иконы стали происходить случаи исцеления, она стала особо почитаемой... 

Материал был опубликован в газете под № 135 (6244) от 27.07.2018 под заголовком «Щепки на сувениры».

#ИСТОРИЯ#БУРЯ#ГРОЗА#ПЕТЕРБУРГ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6244) от 27.07.2018.

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Ссылка на новость: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/shchepki_na_nbsp_suveniry/

 

Архив:
А знаете ли вы, что?

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
Новости
25 Апр 2024

Начало весны – время возрождения и обновления природы, и традиционное время наведения чистоты и проведения весенних субботников!  

В начале апреля 2024 года стартовал проект Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского XI Экологический субботник «Зеленая весна - 2024»!

Субъекты нашей страны традиционно принимают самое активное участие в экологических мероприятиях, в рамках которых проводят очистку и благоустройство территорий, высаживают огромное количество цветов и деревьев, собирают вторсырье для дальнейшей переработки, а так же организуют множество других социально значимых акций и мероприятий различного формата.

Проект реализуется Фондом им. В.И. Вернадского с 2014 года. За это время в природоохранных мероприятиях различной направленности под флагом «Зеленой весны» приняли участие более 22 млн человек во всех субъектах Российской Федерации. По итогам этой деятельности Фонд наградил более 900 организаторов экологических и социально значимых мероприятий.

Принять участие в организации и проведении мероприятий под флагом «Экологического субботника «Зеленая весна – 2024» приглашаются организации, компании и корпорации, общественные и экологические организации, волонтерские центры и учебные заведения, все те, кто хочет сделать окружающий нас мир чище и прекрасней!

Ознакомиться с условиями участия в  «Зеленой весне – 2024» можно в оргкомитете проекта:

т. +7(495) 953-72-77, или на странице проекта https://vernadsky.ru/de/proekty/zelvesna

   

22 Апр 2024

Фоторадарные комплексы расположены на участках пути ФСАД КЗС:

внешнее кольцо:

 км118+050, км 120+650, км124+850, км130+200; км 132+230, км 133+820, км 137+400,  км 140+100;

внутреннее кольцо:

км 116+800, км 122+880, км125+650, км129+925, км132+230, км 133+830.