Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в режиме повышенной готовности и высокой надежности

     17 сентября прошла осенняя проверка работы механизмов плавучего гидротехнического затвора судопропускного сооружения С-1 с участием заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олег Бетина.

     Подготовку Комплекса к предстоящему осенне-зимнему сезону мы попросили прокомментировать Генерального директора Федерального казенного предприятия «Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» Владимира Ивановича Щекачихина.

     - 17 сентября специалисты Комплекса провели маневрирование батопортами судопропускного сооружения С-1. Батопорты – составные части основного сооружения С-1, внешне напоминают ворота и способны передвигаться по воде, как любое плавучее судно.

     Впервые для предотвращения подъёма воды Комплекс защитных сооружений был задействован 28 ноября 2011 года, а в последний раз все затворы закрывали из-за угрозы наводнения в январе этого года.

     Сентябрьская проверка работы оборудования ограничилась выводом батопортов в центр канала без спуска на порог. 22 сентября нами было решено осуществить подъём плоского подъёмно-опускного затвора судопропускного сооружения С-2 в положение «закрыто». С поставленными задачами на недавних учениях защитные механизмы Комплекса успешно справились. Присутствовавший на испытаниях по маневрированию батопортами Замминистра строительства и ЖКХ России Олег Иванович Бетин отметил грандиозность и уникальность сооружений, защищающих сегодня Петербург от наводнений.

     - Какие работы выполнялись в рамках эксплуатации петербургской дамбы за осенне-летний период?

     - Гидротехническое сооружение такого масштаба сложно назвать «дамбой». Комплекс состоит из 11 каменно-земляных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, морского участка кольцевой дороги с автодорожным тоннелем. Каждый объект Комплекса входит в круглогодичный план регламентных работ, включающий в себя техническое обслуживание и ремонт при необходимости.

     Ежесезонно на Комплексе защитных сооружений проходят плановые испытания всех затворов и механизмов, задействованных при ликвидации подъёмов воды. Особенное внимание проверке работоспособности гидромеханического оборудования мы уделяем в осенне-зимний период, когда возрастает угроза подъёмов воды. Проверки такого рода не могут проходить слишком часто. Каждое учение требует всестороннего согласования с Большим портом Санкт-Петербурга, ведь в момент испытательных работ полностью перекрывается судоходный канал, соответственно, запрещается проход судам. К тому же нет необходимости задействовать механизмы защиты чаще. Сезонных проверок и фактических наводненческих ситуаций вполне хватает для того, чтобы убедиться в исправности оборудования. В январе этого года, к примеру, дважды за месяц сооружения закрывали при реальной угрозе. В один из дней, когда была зафиксирована наводненческая ситуация, ворота Комплекса впервые с момента сдачи в эксплуатацию были задействованы более 30 часов.

     Также из-за сложных погодных условий в ночь со 2 на 3 октября нынешнего года специалисты Комплекса провели маневрирование затворами на случай критичного подъёма уровня воды в дельте реки Невы. В осенне-зимний период Дирекция Комплекса защитных сооружений находится в режиме повышенной готовности.

     - Проводилась ли на Комплексе замена конструкций и механизмов, их модернизация? Какие ремонтные работы осуществляются в рамках обслуживания комплекса?

     - Комплекс сдан в эксплуатацию всего 4 года назад и в замене основных конструкций пока не нуждался. Работа защитных сооружений по плану рассчитана минимум на 100 лет. Тем не менее, все сооружения Комплекса подвержены постоянному мониторингу. Рекомендуемый срок использования имеется у большинства деталей, которые будут своевременно заменены. При этом, начиная с августа 2015 года, осуществляется плановый ремонт фасадов зданий водопропускных сооружений и парапетных стенок у дамб на финской стороне скоростной дороги. Далее планируем приступить к ремонту на невской стороне автодороги.

     - Владимир Иванович, существует ли для Комплекса проблема зависимости от поставок импортного оборудования? Насколько актуальна для вас программа импортозамещения?

     - Санкции в первую очередь касаются предметов двойного назначения, используемых как в мирных целях, так и в военных. У нас такого оборудования нет. Дирекция выполняет функции эксплуатирующей организации, выступая заказчиком у подрядных организаций, которые в свою очередь осуществляют обслуживание оборудования, а также ремонт и замену технического оснащения, если потребуется. Важным аспектом является то, что несмотря на присутствие иностранного оборудования программное обеспечение Комплекса спроектировано, смонтировано и введено в рабочую эксплуатацию российской компанией BCC, благодаря которой нам не приходится переживать за безопасность наших объектов.

 

Подготовила Светлана Соснова

 

 

Архив:
А знаете ли вы, что?

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

Подписка на новости
о комплексе
Новости
06 Фев 2023

     Уважаемые автомобилисты!

  Для замены шумовых панелей на первом съезде (на внешнее кольцо в сторону Таллинского ш.)транспортной развязки «Бронка» 06.02.2023 запланировано проведение дорожных работ с сужением полосы.

04 Фев 2023

   Согласно данным многолетних наблюдений, самое сильное февральское наводнение произошло в Санкт-Петербурге  4 февраля (23 января по старому стилю) 1822 года, когда вода поднялась на +254 см выше ординара. По современной системе классификации наводнений считается особо опасным.