Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

125 лет со дня первого составленного прогноза о наводнении в Петербурге

16 Ноя 2022

   Составлен он был  в 1897 году без указания уровня воды в устье р. Невы, но предупредить город о грозном явлении смогли.

   Составлен он был  в 1897 году без указания уровня воды в устье р. Невы, но предупредить город о грозном явлении смогли. 

   На тот момент действующих самописцев уровня на Финском заливе было только два, в Ганге (полуостров Ханко) и Петербурге. 
Еще в  1833 году Купфер А.Я. предположил, что предсказать наводнение можно по наблюдениям на станциях побережья Финского залива.  Поэтому появление самописцев уровня воды стало для Санкт-Петербурга важным этапом развития предупреждений о наводнениях.

   Уже через месяц в декабре 1897 года на Соборной улице в Кронштадте появился лимниграф шведского образца. А позднее были установлены два лимниграфа системы барона Ф.Ф. Врангеля в Новом Адмиралтействе и в Ревеле (Таллинн).

   Наводнение 16 ноября 1897 года было значительным, вода, даже по современным оценкам, поднялась очень высоко. Оно и сейчас находится на 24 месте среди самых высоких наводнений в истории города.  Вода в тот день повышалась до отметки 242 см (в Балтийской системе) и для понимания масштабов его можно сравнить с последним большим наводнением, которое произошло 9 января 2005 года, тогда вода поднималась до 239 см.   

   В дальнейшем прогнозы наводнений совершенствовались, но еще долго оставались качественного характера. Расчет высоты подъема при наводнении в Ленинграде был создан Бельским Н.И. только спустя 57 лет, в 1954 году. На такую большую задержку в развитии прогнозов влияло много факторов, но это тема отдельного повествования.

   Автор - Александр Колесов, ФБГУ "Северо - западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

По годам:
А знаете ли вы, что?

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.