2 августа 1979 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о строительстве защитных сооружений для города Ленинграда. Этот день стал началом масштабного проекта.
Согласно постановлению, необходимо было построить и ввести в эксплуатацию защитные сооружения протяженностью более 25 километров. Комплекс включал одиннадцать каменно-земляных дамб, два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений, а также автомобильную дорогу с транспортными развязками, мостами и тоннелем, проходящую по гребню дамб.
Перед началом строительства была проведена обширная проектная и научно-исследовательская работа, в которой участвовали многие научные и проектные институты, тысячи ученых и инженеров. В 1971 году институт «Ленгидропроект» завершил разработку технико-экономического обоснования проекта, в котором были обобщены существующие предложения по защите от наводнений и рекомендован вариант трассы от поселка Горская через остров Котлин до поселка Бронка. В декабре 1978 года Совет Министров РСФСР, Госстрой СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике утвердили технический проект строительства.
Торжественное открытие комплекса защитных сооружений состоялось 12 августа 2011 года. За тринадцать лет эксплуатации комплекс предотвратил 35 морских нагонных наводнений.