Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Навстречу Всемирному дню окружающей среды (5 июня)

04 Июн 2021

На ЛОС комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений начато экспериментальное применение нового органического сорбента.

  Комплекс защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений - важнейший водоохранный природно-техногенный объект расположенный на акватории Балтийского моря.

   За 10 лет эксплуатации КЗС успешно предотвращено 26 морских нагонных наводнений. Благодаря надежной работе комплекса, удалось полностью исключить не только потенциальный экономический ущерб объектам Санкт-Петербурга, но и предотвратить многократные залповые поступления огромных количеств смеси токсичных и биологически опасных веществ в морскую среду, которые ранее имели место по завершении каждого периода затопления прибрежных районов мегаполиса в ходе ежегодных наводнений.

   Главным международным документом, определяющим требования о неуклонном снижении негативного воздействия объектов экономики 9 прибрежных стран Балтики является «Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» 1992 г, принятая Хельсинской комиссией (ХЕЛКОМ).

   На КЗС в полном объеме обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации, принятых в части реализации Рекомендации ХЕЛКОМ № 23/5 «Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков», пункт А.4, которой рекомендует Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинской конвенции «очищать ливневые воды с территорий с высоким уровнем движения автотранспорта в специальных установках для  очистки ливневых вод». Дирекция КЗС эксплуатирует систему сбора, отведения и очистки всего объема поверхностного стока с проезжей части морского участка кольцевой автодороги, протяженностью более 25 км, на локальные очистные сооружения (ЛОС) российского производства. Однако, в качестве ступени глубокой доочистки на 38 ЛОС КЗС применяется импортный  активированный уголь  Silcarbon S814, производства ФРГ.

   На этапе эксплуатации гидротехнических сооружений, Дирекция КЗС проводит постоянный контроль работы ЛОС и химико-биологических показателей сбрасываемого в Финский залив стока с автодороги, прошедшего очистку. Кроме того, специалисты Дирекции постоянно изучают новейшие мировые и отечественные технологии в области предотвращения и снижения негативного воздействия на водные объекты и окружающую среду и стараются найти им применение на Комплексе защитных сооружений.

   Так, с целью повышения качества очистки стоков и реализации политики импортозамещения, Дирекцией КЗС были осуществлены предварительные сравнительные испытания эффективности очистки поверхностного стока с проезжей части скоростной автодороги между ранее используемым активированным углем и новым сорбентом на основе модифицированного гидролизного лигнина - «SynergySorb® ПС-1000», который производится на основе вторичных ресурсов в республике  Беларусь. В результате испытаний был получен вывод о том, что оба исследованных сорбента идентичны по своей эффективности. То есть, в процессе сорбции различных загрязнений из стоков в очистных установках может использоваться высокоэкологичный лигнин. В отличие от дорогого активированного угля, для специального производства которого требуется большое количество древесины и энергии, определяющих высокую стоимость немецкого сорбента, лигнин образуется как побочный технологический продукт целлюлозно-бумажного производства.

   С целью отработки технологии использования сорбента и оценки реальной эффективности очистки начато экспериментальное применение органического сорбента «SynergySorb® ПС-1000» на 2 действующих очистных сооружениях КЗС с организацией лабораторного контроля для определения коэффициента полезного действия ЛОС.

   По итогам завершения  эксперимента с использованием нового сорбента в заглубленных в тело защитных дамб ЛОС, будет  приято решение о поэтапном переходе на использование нового поглотителя загрязнений для глубокой доочистки стоков, производимого на территории Республики Беларусь. Кроме того, по предварительной оценке, применение новых современных материалов приведет к экономии средств федерального бюджета.

   Таким образом, крупнейшее гидротехническое сооружение, запроектированное и построенное полностью «прозрачным» для обеспечения свободного перемещения воды, льда и водных обитателей в межнаводненческий период, на протяжении 10 лет эксплуатации вносит весомый вклад в неуклонное улучшение качества морской воды и создание наилучших условий для функционирования природных  систем Балтики.

   В результате совместных усилий Администрации Санкт-Петербурга, экологов и всех заинтересованных организаций, направленных на защиту окружающей среды и вод Балтийского моря в летний сезон 2021 года, по данным МЧС России по Санкт-Петербургу, в городе допущены к посещению 15 пляжей и все они находятся в Курортном и Кронштадтском районах на берегах Финского залива, прилегающих к Комплексу защитных сооружений.

 

Начальник отдела экологического мониторинга                            Л.Е. Куратов

Начальник отдела информации                                                      Д.А. Другачук

 

По годам:
А знаете ли вы, что?

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.