Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Орнитолог с рабочим визитом посетил Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

15 Июл 2019

     В рамках экологического проекта КЗС: «Защитим птиц, занесенных в Красную книгу!» орнитолог Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук Наталья Петровна Иовченко, посетила Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

   

     В рамках экологического проекта КЗС: «Защитим птиц, занесенных в Красную книгу!» орнитолог Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук Наталья Петровна Иовченко, посетила Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

     Наталья Петровна ведет орнитологические исследования на Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений уже восьмой год, с 2012 года. Полученными результатами наблюдений Наталья Петровна поделилась с работниками Дирекции КЗС, прочитав лекцию на тему: «Роль КЗС в сохранении биоразнообразия и редких видов птиц».

     Жизнь птиц на дамбах орнитологи изучают круглый год, однако, самое важное время для наблюдений начинается со второй декады апреля и длится до начала августа - это период размножения. Орнитологические исследования проводятся с целью мониторинга гнездящихся редких видов птиц и формирования орнитофауны на дамбах. Они включают также разработку мер  охраны колоний и редких видов.

      Комплекс защитных сооружений возводился тридцать два года, с большими перерывами, что дало возможность некоторым редким видам птиц облюбовать местность для выведения потомства. «Птицы способны очень быстро осваивать возникающие новые места гнездования и места отдыха в периоды миграций» – отмечает Наталья Петровна. В конце 90-х годов, впервые, еще на строящемся Комплексе была обнаружена колония малой крачки, в которой гнездилась также пара галстучников. В начале 2000-х, значительно увеличилось разнообразие видов птиц, гнездящихся на комплексе, появились другие редкие виды: полярная крачка, серая утка, длинноносый крохаль, мородунка. В настоящее время на КЗС гнездится восемь видов, занесенных в Красную книгу Санкт-Петербурга. Малая крачка занесена также в Красную книгу Российской Федерации. Хочется отметить, что впервые, Красная Книга Санкт-Петербурга была опубликована в 2004 году, но на тот момент она не имела юридического статуса. Изданная в 2018 году Красная книга является официальным документом Правительства Санкт-Петербурга и важнейшим инструментом для сохранения редких видов флоры и фауны на территории города.

      В настоящее время, на одиннадцати каменно-земляных дамбах, входящих в состав КЗС, зарегистрировано 47 видов птиц. Регулярно гнездится на комплексе 21 вид, включая околоводных и водных птиц. Крупные колонии птиц обнаружены на пяти из одиннадцати дамб, Наталья Петровна связывает это явление с отличительными чертами характерными для каждой из дамб. На дамбах имеются разные участки: крупнообломочные, средне и мелко-щебнистые, песчаные и разные виды птиц выбирают для себя подходящие условия обитания.

      Стоит отметить, что шестиполосная автомагистраль нисколько не мешает пернатым – они не реагируют на постоянное движение и шум автотранспорта. К сожалению и здесь пернатые подвержены различным угрозам. Большой ущерб популяции птиц наносят собаки и лисы. Следуя своим охотничьим инстинктам, они стремятся полакомиться яйцами и птенцами. Каменно-земляные дамбы являются излюбленным местом отдыха многих горожан, которые, не обращая внимания на беспокоящихся птиц, устраивают пикники в местах расположения колоний. Птицы в период гнездования, стремясь защитить потомство, ведут себя крайне агрессивно, нападая, пытаясь отпугнуть со своей территории чужака. Существуют и другие опасности: проходящий человек, может случайно не увидеть затаившегося птенца и наступить на птицу или раздавить кладку. Птенцы, не вставшие на крыло, обнаружив угрозу, в спешке покидают гнездо, а затем не могут отыскать своих родителей и погибают.

    В деле сохранения и увеличения видового разнообразия и численности птиц Дирекция комплекса защитных сооружений занимает четкую позицию: с 15 апреля и до завершения периода размножения, приостанавливает производство механизированных работ в местах обитания пернатых. Работы на дамбах с привлечением тяжелой техники, выкашивание наземной растительности, пешие обходы и осмотры территории в местах обитания пернатых перенесены на более позднее время.

     Дирекция КЗС обращается с призывом ко всем петербуржцам, рыбакам, отдыхающим и владельцам собак внести свой вклад в сохранение птичьей популяции и ограничить пребывание на Финской стороне КЗС в местах размножения пернатых.

Ссылка для свободного скачивания Красной книги Санкт-Петербурга: http://oopt.spb.ru/publications/

Фотоальбом Орнитолог с рабочим визитом посетил Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
По годам:
А знаете ли вы, что?

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.