Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Памятные даты КЗС

16 Ноя 2021

      300 лет назад, 16(5) ноября 1721 года, в Петербурге произошло 10-е по высоте наводнение. Уровень подъёма воды составил 265 см Балтийской системы высот (БСВ).

Подъёму воды предшествовал сильный ветер юго-западных направлений, который дул девять дней подряд до прихода высокой воды.

      300 лет назад, 16(5) ноября 1721 года, в Петербурге произошло 10-е по высоте наводнение. Уровень подъёма воды составил 265 см Балтийской системы высот (БСВ).

Подъёму воды предшествовал сильный ветер юго-западных направлений, который дул девять дней подряд до прихода высокой воды.

     Из воспоминаний очевидцев следует, что вода доходила лошади до брюха, по Васильевскому острову передвигались на лодках. Его Императорское Величество, Пётр I, во время шторма, выехал на буере из Зимнего дворца и лавировал возле церкви св. Исакия.

    Запасы строительных материалов, продовольствие, заготовленное на зиму, было разнесено и уничтожено водой. Погибло большое количество скота. Современники пережитого наводнения пытались подсчитать убытки: упоминались суммы 2-3 миллиона рублей, и это при том, что годовой доход Петербурга того времени составлял 500 тысяч рублей.

       Трагическую картину событий того дня донес до нас неизвестный немец, создавший гравюру «Изображение большого наводнения в Петербурге и Кронштадте, какие оно погубило здания и суда».

      За период эксплуатации, Комплекс защитных сооружений предотвратил три особо опасных наводнения, с уровнем подъема воды в устье реки Невы выше, чем в 1721 году: 26.12.2011 – 294 см, 29.10.2013 – 267 см и 05.12.2015 – 268 см. Всего за десять лет работы предотвращено 27 морских нагонных наводнений.

 

 

По годам:
А знаете ли вы, что?

Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года, и составило 41 час (проектом предусмотрено максимальное время закрытия КЗС до 48 часов).

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.