Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Первое наводнение в Санкт-Петербурге: 321 год спустя

30 Авг 2024

     В этом году исполняется 321 год с момента первого наводнения в истории Санкт-Петербурга. В ночь с 19 (30) на 20 (31) августа 1703 года, всего через три месяца после закладки крепости Санкт-Питербурх, город столкнулся с разрушительной силой воды. За считанные часы уровень воды поднялся на 2 метра 11 сантиметров (по современной системе измерений), открыв череду наводнений, которые будут преследовать город на протяжении веков.

    В то время на Невских берегах велись строительные работы по возведению бастионов Петропавловской крепости. Однако стихия не пощадила труды строителей, сметая на своем пути все преграды. Несмотря на это, наводнение 1703 года не изменило решимость Петра Первого основать город в устье Невы. Как только вода отступила, строительные работы были продолжены.

     За свою долгую историю Санкт-Петербург пережил более трехсот наводнений, большинство из которых происходили в конце осени. Однако сегодня, спустя 321 год, благодаря Комплексу защитных сооружений, Северная столица надежно защищена от нагонных волн Балтики. За 13 лет эксплуатации КЗС предотвратил 35 морских нагонных наводнений, из которых 15 были особо опасными. Это событие стало точкой отсчета в истории противостояния города и разрушительной силы водной стихии, и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург готов к любым вызовам природы.

По годам:
А знаете ли вы, что?

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.