Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Страницы истории. Наводнение в Ленинграде 15 октября 1955 года

15 Окт 2022

    В этот день, 67 лет назад, гидрологический пост «Горный институт» зарегистрировал уровень воды +293 см выше ординара – четвертое по силе наводнение в городе на Неве.

   В этот день, 67 лет назад, гидрологический пост «Горный институт» зарегистрировал уровень воды +293 см выше ординара – четвертое по силе наводнение в городе на Неве.

   Наводнение 15 октября 1955 года запомнилось жителям Ленинграда не только своей устрашающей значительностью, но и тем, что синоптики смогли спрогнозировать высокий подъем уровня  воды. Гидрометеослужба Северо-Запада за семь часов до наводнения, смогла рассчитать подъем уровня с точностью до 30 см. Это был огромный шаг вперед для науки – стало возможным прогнозировать наводнения!

  В тот день разбушевавшаяся Нева не причинила большого ущерба городу. Газеты очень коротко сообщали о повышении уровня воды. Конкретные данные не афишировались. 

   После наводнения, произошедшего 15 октября 1955 года, возросла актуальность разработки проекта строительства КЗС. В середине 1960-х годов, в новый Генеральный план развития Ленинграда, была включена «Дамба» и морской участок кольцевой автодороги. Разработка проекта началась в 1970-х годах.

   12 августа 2011 года Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений был введен в эксплуатацию. За время работы Комплекса  предотвращено 30 морских нагонных наводнений.

По годам:
А знаете ли вы, что?

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.