Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

А знаете ли вы, что?

08 Фев 2024

   Ровно 13 лет назад, 8 февраля 2011 года,  прошли первые зимние испытания затвора судопропускного сооружения С-1. Впервые в истории две створки уникального плавучего затвора – батопорты вышли в скованный льдом судоходный канал. «Как нож в масло!» - разлетелся по сооружению восторженный голос одного из свидетелей происходящего.

   Ровно 13 лет назад, 8 февраля 2011 года,  прошли первые зимние испытания затвора судопропускного сооружения С-1. Впервые в истории две створки уникального плавучего затвора – батопорты вышли в скованный льдом судоходный канал. «Как нож в масло!» - разлетелся по сооружению восторженный голос одного из свидетелей происходящего.

   Под влиянием Атлантических циклонов в зимний период в Санкт-Петербурге сохраняется угроза наводнений. Масса нагонной воды может подойти к городу по Финскому заливу, как подо льдом, так и над ним. Зимние наводнения опасны не только затоплением территорий, но и навалами ледяных масс. Поэтому, при разработке проекта КЗС, была учтена возможность предотвращения зимних наводнений.

   КЗС Санкт-Петербурга – единственное в мире защитное гидротехническое сооружение, способное предотвращать морские нагонные наводнения в период ледостава. Все затворы комплекса способны разрушать лед толщиной до 60 см (это максимально возможная толщина ледового поля акватории Финского залива).

   Из-за происходящих изменений климата, в последние годы резко увеличилась частота возникновения зимних наводнений.  Во время эксплуатации, Комплекс защитных сооружений успешно предотвращал морские наводнения в декабре, январе и феврале.

   Из 35 предотвращенных Комплексом защитных сооружений морских наводнений, 18 были остановлены в зимние месяцы. Среди них шторм «Святой Патрик», с расчетным уровнем воды в устье Невы +294 см БС, и ураган «Святой Иуда», уровнем +260 см, были остановлены в декабре 2011 года, шторм «Десмонд», +251 см, предотвращен в декабре 2015 года.

   Приобретение бесценного опыта эксплуатации КЗС в зимний период началось еще до официального открытия комплекса - на первых зимних испытаниях 8 февраля 2011 года.

По годам:
А знаете ли вы, что?

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.