Ровно 13 лет назад, 8 февраля 2011 года, прошли первые зимние испытания затвора судопропускного сооружения С-1. Впервые в истории две створки уникального плавучего затвора – батопорты вышли в скованный льдом судоходный канал. «Как нож в масло!» - разлетелся по сооружению восторженный голос одного из свидетелей происходящего.
Под влиянием Атлантических циклонов в зимний период в Санкт-Петербурге сохраняется угроза наводнений. Масса нагонной воды может подойти к городу по Финскому заливу, как подо льдом, так и над ним. Зимние наводнения опасны не только затоплением территорий, но и навалами ледяных масс. Поэтому, при разработке проекта КЗС, была учтена возможность предотвращения зимних наводнений.
КЗС Санкт-Петербурга – единственное в мире защитное гидротехническое сооружение, способное предотвращать морские нагонные наводнения в период ледостава. Все затворы комплекса способны разрушать лед толщиной до 60 см (это максимально возможная толщина ледового поля акватории Финского залива).
Из-за происходящих изменений климата, в последние годы резко увеличилась частота возникновения зимних наводнений. Во время эксплуатации, Комплекс защитных сооружений успешно предотвращал морские наводнения в декабре, январе и феврале.
Из 35 предотвращенных Комплексом защитных сооружений морских наводнений, 18 были остановлены в зимние месяцы. Среди них шторм «Святой Патрик», с расчетным уровнем воды в устье Невы +294 см БС, и ураган «Святой Иуда», уровнем +260 см, были остановлены в декабре 2011 года, шторм «Десмонд», +251 см, предотвращен в декабре 2015 года.
Приобретение бесценного опыта эксплуатации КЗС в зимний период началось еще до официального открытия комплекса - на первых зимних испытаниях 8 февраля 2011 года.